Все дело в принципах

29 сентября 2013

Все дело в принципах
Около 10-ти лет мы не только сами широко используем тренинг в своей практике, но и обучаем этому методу других. За эти годы мы обучили более 10 000 человек и написали ряд книг, которые пользуются популярностью среди тренеров, психологов-практиков и других специалистов области обучения.

Теперь мы смело можем сказать, что команда «Искусство тренинга» имеет свою тренерскую школу. Это отмечаем, как мы сами, так и наши коллеги, учащиеся, клиенты. Всех тренеров нашей команды, несомненно, разных и индивидуальных, отличают определенные особенности, которые являются общими и узнаваемы другими.

 

Настало время познакомиться поближе со своей тренерской идентичностью и познакомить с ней других. С какой целью мы это делаем? Самое главное – это обозначить основные принципы, на которых мы строим свою тренинговую деятельность, чтобы у вас была возможность определить для себя, откликаются ли они вам? Согласны ли вы с нами? Подходит ли лично вам как тренеру, или как руководителю, который задумывается о развитии своих сотрудников, или, просто, как человеку, стремящемуся к личностному росту, наш подход к обучению? Хотели бы вы работать, развиваться, обучаться именно по таким правилам? Попробуем в данной статье описать наш подход к тренингу, чтобы вы могли ответить себе на эти вопросы. И если большинство ответов будут положительными, то тренерская школа «Искусство тренинга» всегда открыта для вас!

 

Когда работаешь со взрослыми людьми, то очень часто сталкиваешься с тем, что многие, в принципе, знают большинство тех вещей, которым их обучаешь. Ключевое слово здесь «знают»… И также большинство из этих «знающих» совершенно не используют эти знания в своей жизни. Изо дня в день, из тренинга в тренинг, убеждаешься в правиле: «Знать не значит уметь. Уметь не значит делать.» Так что же мешает делать то, что знаешь? В первую очередь, отсутствие осознанности и присвоенности имеющегося знания. Другими словами, когда знание присвоено, то оно становиться частью  тебя, твоей личности, твоего опыта. Поэтому узнал не то же самое, что ОСОЗНАЛ. А осознать по-настоящему нам мешает внутреннее сопротивление.

 

Не будем подробнее вдаваться в эту тему, наша статья не об этом, а обозначим, что мы в своей практике опираемся на принцип: «обойти» сопротивление и помочь взрослому человеку безболезненно присвоить получаемый опыт и знания помогают недирективные методы обучения. Следовательно, в процессе обучения человека необходимо погружать в легкие, естественные для него виды деятельности.

 

Одним из таких видов деятельности является игровая деятельность. Профессиональное использование различных игровых технологий в обучении и развитии взрослого человека является важным принципом работы нашей тренерской школы. Мы не случайно делаем акцент на обучении взрослого человека, потому что в обучении детей игровые технологии так или иначе используются, а в работе со взрослыми людьми, тем более в бизнес-обучении, специалисты почему-то перестают их использовать. И очень зря! – говорим мы. Просто, нужно использовать их несколько иначе. Опять же, не будем сейчас широко раскрывать тему эффективного использования игры в работе со взрослыми, этот вопрос подробно раскрыт в наших книгах «Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия» и «Игра в тренинге: личный помощник тренера». Повторим лишь еще раз, что любую задачу обучения или развития можно решить с помощью игры гораздо эффективнее и легче, а разнообразие игровых технологий не знает границ, поэтому данный принцип нашей работы можно перефразировать в девиз:

«Мы играем. Вы выигрываете!»

 

Продолжим тему недирективности обучения. Неважно, с детьми или со взрослыми мы работаем, с начинающими или с опытными, мы всегда стремимся к работе на равных и к сотрудничеству. Роль тренера нашей тренерской школы – это скорее партнер, фасилитатор, чем эксперт, руководитель. Это не значит, что мы не являемся экспертами в том, что делаем, или не транслируем своего экспертного мнения. Это значит, что мы не стремимся занимать экспертную позицию по отношению к участникам наших тренингов.

 

Мы говорили об игровых технологиях, как ключевых в нашей тренерской работе. Игра – это всегда энергия. Важной характеристикой, личностной особенностью и, в итоге, тренерским стилем наших специалистов является энергичность. Или, правильнее сказать, энергетика, потому что речь идет не просто об активности, эмоциональности, а именно об энергии. Энергия в наших тренингах везде! Это важная составляющая наших программ.

 

Энергия:

- в самой личности тренера,

-в подобранных методах (отсутствие злоупотребления разговорными методами, творческие методы (фильмы, музыка, стихи и пр.)),

-в том, как эти методы выстроены в сценарий (разнообразие, чередование методов, переключение с одного вида деятельности на другой и пр.),

-в стиле взаимодействия с группой (постоянный диалог, позитивность, включенность участников в процесс, юмор, сотворчество),

- в видении и использовании энергии самой группы, в понимании ее динамики.

 

В итоге наши тренинги получаются не просто полезными и результативными, но и приятными, интересными, «вкусными», если хотите.

Продолжая раскрывать наш подход к тренинговому процессу, скажем, что для нас важно, чтобы тот, кто учится на наших программах, чувствовал себя комфортно, спокойно, не испытывал лишнего напряжения. Да, несомненно, точка роста находится в зоне дискомфорта. И чтобы освоить что-то новое или избавиться от чего-то мешающего, нужно выйти из привычного комфортного, но неэффективного состояния. НО! Сделать это можно по-разному. Мы стараемся создавать условия, где бы каждый участник, выходя из этой зоны неэффективного комфорта в зону развивающего дискомфорта, чувствовал поддержку и ведущего, и группы, чувствовал принятие, чувствовал, что с ним не конкурируют, а сотрудничают, что его не критикуют, а дают развивающую обратную связь и т.п. Кто-то скажет: «А вот в жизни таких тепличных условий не будет. В жизни часто – лицом и в грязь без лишних сантиментов! Так и учить надо в приближенных к жизни условиях.» Да, согласимся, что излишняя тепличность вредна в тренинге, и надо учить человека противостоять негативному воздействию. И мы стараемся не оградить участника от негатива, а быть ему партнером в любой ситуации, и делать участников одного тренинга партнерами друг другу. Не жалеть, но поддерживать! Не сюсюкать, но и не уничижать в неуспехе и неумении.

 

В частности, на нашей программе «Тренинг тренеров» мы учим тренеров создавать подобные безопасные условия, как для участников, так и для себя. Потому что от того, на сколько комфортно чувствует себя тренер в группе, напрямую зависит его эффективность и результативность тренинга.

 

Ну, и, наконец, самое фундаментальное, хотя и о частном, о Тренинге тренеров. Мы учим не отдельным методам, техникам, способам, а стараемся давать стройные, работающие на практике технологии, в которых все выстроено пошагово от А до Я. Мы не боимся научить наших выпускников самих разрабатывать как отдельные методы, так и тренинг в целом. Нами проработан и подробно описан алгоритм создания тренинга, а также алгоритмы создания тренинговых игр и упражнений. Мы считаем, что такая технологичность дает нашим выпускникам возможность видеть картину создания тренинга целиком: от постановки цели до просчета тайминга тренинга и создания раздаточных материалов. А эта целостность позволяет в дальнейшем легко и качественно создавать свои тренинги.

Мы постарались описать принципы нашей работы. В каждом из них в отдельности нет ничего особенного, но вместе они создают уникальную, творческую, авторскую среду тренерской школы компании «Искусство тренинга»!


С радостью ждем Вас в нашей школе!

Телегина Ирина,

вице-президент компании «Искусство тренинга», бизнес-тренер, сертифицированный терапевт в области ролевых игр.

Расскажите друзьям!  

Есть вопросы?

задайте их менеджеру
База знаний